Даосская система мироздания
Изучение феншуй начинается с осознания присутствия Дао в окружающем мире, и в
человеке. Нам нужно научиться работать с энергией Ци и понять свое место в этом
мире. Искусство фэн-шуй, с даосской
точки зрения, заключается в интуитивном осознании
взаимной зависимости всех вещей существующих во вселенной.
Основу практики фэншуй составляют наши отношения с Дао. Нам надо понять, что Дао – это
сущность жизни во всех ее проявлениях. При старении человеческая оболочка разрушается, а энергия,
заключенная в ней, возвращается во вселенную, откуда и пришла. Изменениям
подвержена только наша физическая оболочка. А сама суть Дао изначально существует
вечно и не может быть уничтожена. Она не рождается, не умирает, но участвует в постоянном
циклическом создании или уничтожении всех сущностей и форм.
Согласно философии даосизма любая энергия имеет изначально характеристики
Инь и Янь. На равновесии этих противоположных
и вместе с тем взаимодополняющих начал – теплого, светлого, мужского сухого
начала Ян и холодного, темного, влажного женского начала Инь – держится наше
бытие. Вместе они образуют Дао – общий принцип, который связывает человека с
вселенной, и позволяет обнаружить эту вселенную в себе.
Природа человека такова, что мы сосредоточены на нашем
различии между вещами, и не замечаем
этого круговорота. Когда мы перестанем концентрироваться только на внешнем
проявлении своей личности, то тогда сможем понять, что все живое в мире связано
потоками энергии. И чем ближе мы познаем Дао,
тем реальнее можем видеть эти потоки энергии и легче двигаться вместе с ними.
Мастера феншуй знают, что все в мире начинается с Дао и возвращается к нему. Эти перемены, или преобразование
энергии, являются источником вечного круговорота вещей.
В начале этого круговорота вещей
находится пустой круг У-цзи – изначальная субстанция Дао. Она означает состояние покоя,
когда вся энергия неотделима от своего источника.
Тай-цзи – это следующий символ двух
взаимодополняющих начал, каждое из которых является зародышем своей
противоположности. Если У-цзи
символизирует покой, то Тай-цзи обозначает разделение и начало перемен. Все концентрические
круги состоят наполовину из Ян и Инь. Каждый круг определяет один этап перемен,
а каждый этап, сам по себе, есть переход от Инь к Ян (созидание), и от Ян к Инь
(разрушение). Три эти круга обозначают взаимодействие Ян и Инь в трех различных
проявлениях. Внутренний круг – это древние Ян и Инь, а следующий круг – это
большие Ян и Инь. Даосы считают символ Тай-цзи – объятием Инь и Ян.
Пять элементов – дерево, металл,
огонь, вода и земля – относятся к четырем основным направлениям восьмиугольника
Ба-гуа. При возникновении триграмм земли
(кунь) и неба (цянь), появляются элементы воды и огня. Числа 1 и 6 ассоциируются
с водой и занимают нижнюю позицию – север. Числа 2 и 7 ассоциируются с огнем и
занимают верхнюю позицию – юг. Когда возникают триграммы воды (кань) и огня
(ли), появляются элементы металла и дерева.
Числа 4 и 9 занимают позицию металла
– запад, а числа 3 и 8 – позицию дерева – восток. Нечетные номера связывают с
процессом созидания, начала (Ян), а четные – с процессом созревания и
завершения (Инь). Каждому из четырех главных направлений нужна пара инь-ян для
завершенности. В центре Ба-гуа сходятся все направления, и там находится
элемент земли. Его числа – 5 (ян) и 10 (инь).
Когда рассматриваем процесс в
обратном порядке, то видим путь возвращения к Дао. Вещи теряют свою
индивидуальность, и все сводится к пяти элементам – дереву, металлу, огню, воде
и земле. А пять элементов сводятся к инь и ян, и вновь все растворяется в дао.
В итоге все явления – это энергетические вибрации,
постоянно движущиеся в потоке вещей. Фен-шуй
учит различать узоры этих вибраций и гармонично управлять движением отдельных
потоков энергии Ци.